Похоже единственная тема, которая приводит в крайнее возбуждение армянскую аудиторию в интернете, это Тер-Арутюнян, более известный как Нжде (Скиталец). Любая запятая хоть как-то отбрасывающая тень на мнимое величие армянского национал-философа, тут же плавит табуретки под седалищами национальных патриотов. И они начинают впадать в горячечное неистовство, строчить истеричные комментарии в полной мере показывающие отрицательную степень их адекватности и невысокую планку «древнемудрой культурности».
Казалось бы, давно пора предать забвению смехотворные философствования «благородного рыцаря» полные идеалистического мракобесия. Но нет — этот замшелый реакционер как был извлечён из склепа истории и воодружён на знамя армянского капитализма в 1990-х годах, дабы верой и правдой служить армянским некромантам из политики, криминала и бизнеса, так и по сей день остаётся властителем дум и душ неуёмных полчищ буржуазных охранителей и националистов. Причём эти дамы и господа, что характерно, верой и правдой служат пещерным идеям армянского протонацизма, как говорится — служат не за страх, а за совесть, не будучи при этом в массе своей выгодоприобретателями всех прелестей капитализма царящего ныне в независимой Республике Армении, созданной по заветам «отцов-основателей» 1918 года издания, одним из которых можно считать и Г.Тер-Арутюняна (Нжде).
Возможно всем этим пламенным защитникам «чистоты армянской крови и расы» мнится, что воцарись вдруг родоплеменные порядки, воспеваемые их националистическим божеством в его пространных трудах, они бы сразу попали в высшую касту цехамардов, призванных стоять во главе неразумного народного стада по праву происхождения? Мечты-мечты.., скорее всего их ждало бы нечто подобное системе, имевшей место быть совсем недавно, ещё при их жизни. Нами подразумевается эпоха благословенного правления Республиканской партии Армении во главенстве с магистром ордена рыцарей-капиталистов-цехамардов Сержем Саргсяном.
Эти ребята как никто другой много сделали для широкой идеологической пропаганды наследия Нжде, коего провозгласили своим идеалом, а его философию и принципы заложили в фундамент партийного мировоззрения. При республиканцах издавались собрания сочинений “рыцаря-философа”, печатались монографии придворных учёных мужей анализирующих его наследие, рисовались комиксы для молодёжи. Республиканские рыцари-цехамарды возвели памятник в честь Нжде в самом сердце столицы, с их одобрения переименовывались станции метро и улицы с площадями.
В 2012 году даже сняли блокбастер “Гарегин Нжде” за режиссёрством Г.Кешишяна, премьеру которого предваряла широкая пиар-компания — больше месяца в СМИ проигрывали пафосный рекламный ролик, породивший кучу антинационалистических пародий, мемов и бесконечных комментариев в социальных сетях. Премьера этого творения армянской националистической мысли прошла в январе-феврале 2013 года, а тоталитарная армянская буржуазия властью Министерства образования заставляла ходить школьников и студентов на киносеансы фильма “Гарегин Нжде” в рамках национально-патриотического воспитания.
Трудно сказать, нашлось бы достойное место в рядах республиканско-партийных и бизнес цехамардов нынешним интернет-приверженцам мудрости величайшего армянского философа? Скорее всего, в духе патриархальных традиций и родоплеменных законов, столь почитаемых Нжде, их место было бы отнюдь не на вершине социальной пирамиды, которую мыслил в модном для 20-30-х годов ХХ века крайне националистическом русле создатель Цехакрона (Национальной религии). Людей “высшего сорта” много быть не может по определению, ибо для успешного жития цехамардов требуется изрядная доля второсортного “жоховурда” (народа); так, в своё время, масса крестьянства обеспечивала благополучие феодалов.
Насчёт причисления к низшей касте “таканков” (подонков) армянские национал-патриоты могут не беспокоиться, если вера их во истину крепка, а кровь в жилах натурального армянского цвета. Несомненно к этому третьему сорту или виду “людей”, согласно стройной тройственной социальной парадигме цехакронизма, был бы причислен автор данных строк, подпадая под грех “нечистой крови”, коммунистических взглядов и неприятия любого национализма.
Подобные всему вышеперечисленному подгнившие идеи, восстающие периодически из мрачнейших подземелий, при всей видимости “самоотверженной заботы о народе”, на деле встают на защиту интересов национальных хозяев фабрик и заводов, банков и пароходов в годину кризиса. И не имеет значения в какие одежды рядятся жрецы таких верований, орденов или культов, и на каком языке читают свои душные проповеди — все они равно отвратительны и противны — в своём националистическом угаре, родоплеменном “чистокровном” эгоцентризме — развитию человечества. Человечества, где значимость каждого понимается не по его антропологическим и биологическим показателям, а по индивидуальным качествам и знаниям личности, ориентированной на саморазвитие, достигаемое через свой вклад в развитие каждого члена сообщества людей.
Как бы не было жаль своего времени и времени читателя этого текста по хайповой для армянского сегмента Сети теме, нужно в очередной раз признать, что всё же бытие определяет сознание и покуда живёт и здравствует армянский капиталистический зомби, он не перестанет пожирать мозги людей в своей национальной вотчине, дабы продолжать существовать, копить хладное злато и ненасытно жрать, жрать, жрать… И нельзя ему остановиться ни на миг. Потому что на границе владений армянского капиталистического зомби, в своих национальных герцогствах, султанатах и аллодах живут и жрут мозги соплеменников другие живые мертвецы, в любой момент готовые протянуть костлявые руки к ресурсам ненароком зазевавшегося соседа.
Поэтому создание культов и мифологизация Нжде, как нельзя кстати пришлись ко двору армянских чернокнижников в годы становления буржуазной капиталистической Армении. Когда мы говорим о Нжде как божестве для некоторых современников, мы не гиперболизируем и не иронизируем проблему. Идеология нждеизма, в том числе, удачно содержит в себе ценности и понятия, которыми было удобно заменить прежние, отвергаемые в конце 1980-х годов деятелями националистического движения в Армении, многие из которых в дальнейшем заняли сытные места у кормушки скудного национального богатства.
Конечно же основные политические игроки и будущие национальные олигархи использовали нждеизм, в числе прочих “измов”, как инструмент для достижения своих целей и задач, не более того, но была и есть другая категория людей, для которых нждеизм стал религией. В их числе Слак Какосян (1936 – 2005 гг.), диссидент и член армянского националистического кружка сосланный в 1979 году из СССР не в ГУЛАГ, как можно было бы подумать, а в США. Именно он был основателем неоязыческой секты “Арординери Ухт” (“Орден детей Ара” — Ара, мифический прародитель армян) зарегистрированной в Армении в 1991 году, он же создал цикл неоязыческих писаний «Ухтагирк» (“Книга Обетов”). «Ухтагирк» — это мифологическое жизнеописание Нжде, где тот предстаёт как мессия, человеко-бог возвещающий новое пришествие языческого божества Ваагна, аналога индийского Индры — победителя Дракона.
Вообще арийский миф на территории СССР в 1980-х и, затем, в новых буржуазных республиках пришедших ему на смену, имел довольно широкое хождение в кругах интеллигенции примкнувшей к националистическим движениям и у самих националистов, активно занимавшихся удревнением и ариезацией своей нации. Этим благим для укрепления национальных республик делом увлечённо занимались буквально все: от русских до казахских националистов, каждый из которых мнил себя “истинным арийцем”, все они, конечно же, наивно ошибались, не подозревая, что “истинные арийцы” живут в Закавказье! Тема обширная и удивительная в своей шизофренической комичности однообразных, как под копирку, идей, конструируемых националистическим интернационалом, увы, ведущих к трагическим последствиям в реальной жизни. Но мы не будем сейчас отвлекаться на эту проблему.
В «Ухтагирке» Какосяна можно проследить множество метафорических параллелей с христианством, которые он позаимствовал в текстах самого Нжде. В “Автобиографии” Нжде, которую он писал сидя в советской тюрьме и неимоверно страдая от ужасных пыток устраиваемых ему большевиками: то фруктами-овощами накормят, то чехословацкий костюм за тысячу рублей ему подарят, то бумагу и писчие принадлежности дадут для творчества…, так вот, в “Автобиографии”, Нжде, никогда не отличавшийся скромностью, полностью сосредоточивается на своей личности и своей исторической роли. В этом тексте Нжде преподносит себя как спасителя и всепрощающего человеколюбца:
«Я всегда появлялся в периоды опасностей»,
«В битвах я всегда оставался человеком, более чем человеком, даже по отношению к туркам и татарам» и т.д.
В тюремной работе “Автобиография”, Нжде в буквальном смысле творит легенду о себе, представая перед читателем мифическим рыцарем, готовым жертвовать собой ради армянской нации несмотря на ощущение собственной обречённости и неизбежной гибели:
«Красные ждут меня. Семижды низок тот, кто предпочтёт жизнь смерти при всех обстоятельствах. Пусть же исполнится неизбежное. … Знаю, что меня ждёт, но всё равно остаюсь».
Накал трагического пафоса не снижается ни на абзац и Нжде сокрушённо восклицает:
«Где ты, где ты гордый и благородный народ Армении?!»,
и в духе евангелия проповедует:
«Прощаю вас всех, прощаю по двойной причине. Во-первых, моя национальная вера не позволяет мне питать вражду по отношению к какому-либо армянину, а во-вторых, я глубоко понимаю тех несчастных, которые ещё не преодолели в себе раба и остались немощными и злобными».
Мифологизация исторической личности Гарегина Тер-Арутюняна, далеко отстоявшего в реальной жизни от выстроенного вокруг него культа, началась отнюдь не с приходом к власти в Армении Республиканской партии, равно как и армянский национализм родился не в 1990-х годах. Прах Нжде, умершего во Владимирской тюрьме в 1955 году, был тайно перевезён в Армению в 1983 мужем его внучки, после, в 1987 году, был перезахоронен в монастыре Спитакавор. На этом перезахоронения не закончились и часть праха была похоронена в городе Капане, административном центре Сюникской области, где возвели большой мемориал, а часть — у подножия горы Хуступ.
Согласно легенде неоязычников-нждеистов у подножия Хуступа в 1987 году было захоронено каким-то чудом сохранившееся сердце Нжде, который умер более трёх десятков лет назад. Но для мифа и жрецов нового культа не требуется рациональное мышление, для мифа нужна слепая вера послушников.
Гора Хуступ для неоязычников-нждеистов имеет сакральное значение, ибо именно там, по одной из их версий, к Нжде является бог Ваагн и назначает его своим официальным представителем на земле армянской. Тут же Ваагн внушает своему провозвестнику основные идеи Цехакрона (Национальной религии) и благословляет на борьбу со Смертью. Более приземлённой причиной поклонения горе Хуступ можно считать её расположение в Сюнике, который был частью самопровозглашённой в 1921 году Республики Горная Армения, которую удерживал в своих руках человеко-бог Нжде, борясь с ордами турко-большевиков и орко-азербайджанцев подгоняемых кнутом северного Тёмного Властелина. Версия крайне удачная и полезная армянской буржуазии для дискредитации социалистов, марксистов и прочей опасной для неё нечисти. Вот так, по заветам бога Ваагна, благородный рыцарь Нжде борется со Смертью на Балканах в Первую мировую, потом — с Драконом на Кавказе в начале 1920-х годов.
После вынужденного отступления Нжде вступает в схватку с некими “Чариями” вдохновлёнными Драконом, эти Чарии, следует понимать — “Не-Арии”, злобные твари противостоящие истинным Ариям, армянским цехамардам. Однако неблагодарные арии-армяне из несознательного жоховурда (народа) отрекаются от Спасителя Ариев, что является по сути толстым намёком на советские времена, когда Нжде числился (вполне обоснованно) в ряду врагов. Такая слепая неблагодарность армянских ариев-плебеев приводит к войне Ариев против Ариев — Второй мировой войне, и в самый ответственный момент арийского “братоубийства” Ваагн требует от Нжде принести себя в жертву во имя “корней нации”.
Непоколебимый Нжде не бежит, как он сам утверждает, из Болгарии занятой Красной Армией, а благородно сдаётся (арестовывается НКВД) в руки русских и закованный в цепи переправляется ими в Москву, где рабы Темнейшего Властелина бросают его в мрачную темницу. Тут уже ему ничего не остаётся кроме как погибнуть в большевистских застенках, вдали от Арарата, дабы “искупить все грехи народа”.
Примерно такую историю предлагает верующим-нждеистам их священное писание “Ухтагирк”, в котором перемешаны фантастически обработанные биографические сведения о Нжде и его протофашистская идеология Цехакрон. Если читатель сомневается во взглядах Тер-Арутюняна-Нжде как протофашистских, то достаточно обратиться к первоисточникам, доступным в Сети, в частности на сайте Республиканской партии Армении, найти его занятные статьи публикуемые в начале 1940-х годов в берлинской газете “Размик”. А уж его ретивые современные последователи своими откровенно фашистскими комментариями в социальных сетях и усеянными нацистской символикой аватарами развеют последние сомнения.
Жеребчики из нждеюгенда и зрелые мулы из родоплеменного стада цехамардов скрывающиеся до поры до времени в виртуальном пространстве интернета и грозящие выпустить кишки всем коммунистам-армянам, которых, как они сетуют, не дорезал в своё время их гуру, — наверняка станут лучшей ударной силой буржуазии, когда придёт время подавлять рабочую борьбу за социализм. Так было и так будет.
Нам в мировоззрении Нжде не видится ничего странного, так как вся логика его жизни была пропитана национализмом, национализм и его реакционные формы в виде нацизма и фашизма были крайне широко распространены в Европе в 20-х годах ХХ века и являлись модным явлением для правых интеллектуалов. Так что нет ничего удивительного в том, что этот “великий армянский философ” впитал идеи европейского национализма и представил их в своей всецело вторичной к первоисточнику и крайне неоригинальной интерпретации. Он был не одинок в своих мракобесных штудиях и в Закавказье в его время имелось достаточно грузинских и азербайджанских нацистов со схожими идеями “национальной исключительности”, так же, как и Нжде, почитаемых ныне в своих независимых буржуазных национальных республиках.
Что ж, следует признать, что многочисленные труды “великого армянского философа” не пропали втуне и его наследие получило широкое распространение в современной Армении — как мы отмечали — во многом благодаря стараниям Республиканской партии. В начале тернистого капиталистического пути республиканцы не гнушались маргинальным неоязыческим национализмом постольку, поскольку он выполнял поставленные перед ним задачи. Хотя не исключается, что кое-кто из них искренне верил во всю эту языческую мистику.
Стоит упомянуть о том, что в числе основателей Республиканской партии в далёком 1990 году был новообращённый неоязычник Ашот Навасардян, да и на руководящих постах в дальнейшем тоже побывали идейные люди, например — неоязычник экс-премьер-министр Андраник Маргарян. Позже, поняв что неоязыческий культ Нжде откровенно нелеп и неприемлем для широких общественных масс привыкших к патриархальному христианскому традиционализму, национализм Республиканской партии свернул на проторенную дорожку ведущую в лоно Армянской Апостольской церкви, вернув её во главу списка национальных ценностей и институтов.
В конечном итоге и попы не особо-то помогли буржуазной группировке от Республиканской партии и её верховным жрецам удержаться у властной кормушки и они были оттеснены от корыта более либерально настроенной буржуазной публикой возглавляемой всемирно известным “революционером”, а ныне — лидером армянской политической нации.
Фигуры подобные Нжде всегда полезны национальной буржуазии и они будут использоваться ею в личных интересах максимально возможным способом. Полезные интеллектуалы типа армянских неоязычников, нждеистов и искренних буржуазных патриотов в том числе и из эксплуатируемого класса, продолжат пополнять воинство последователей армянского капиталистического зомби, являя собой отличный пример идеального защитника мракобесия и шовинизма. Ведь такие искренние адепты с ограниченной интеллектуальной ответственностью, горой стоящие за всякие пещерные идеи, во все времена существования классового общества ценились правящим классом как превосходный расходный материал.
Для армянского неоязычества выросшего в пору становления национального буржуазного государства, Нжде остаётся объектом культа. Помимо легенд и неомифологических текстов у них сложились сакральные практики, среди которых не только спам пылких комментариев в социальных сетях под любым тегом #нжде, но и паломничества к местам ритуальных захоронений почитаемого ими человеко-бога. Каждое лето начиная с 2008 года в июле-августе неоязычники-нждеисты организуют паломничество на гору Хуступ, на полпути к вершине которой покоится частица мощей объекта их поклонения. В паломничестве участвуют исключительно мужчины, в основном нждеисты-жрецы, но участие и рядовых членов культа тоже приветствуется.
Смысл паломничества состоит в том, чтобы не только посетить могилу с мощами Нжде, но и подняться на вершину горы Хуступ высотой в 3206 метров, провести там ночь и встретить рассвет. Как утверждают жрецы-нждеисты, каждый надеется, что на горе его посетит видение бога Ваагна, подобно тому, как оно посетило когда-то Нжде. Обряд совершается дважды, на полпути, возле гранитного камня у второй из могил Нжде, и на вершине горы, до которой зачастую доходят не все.
Мы признаём за каждым человеком полное право исповедовать и проповедовать любую религиозную систему и избегая глумящейся проповеди атеизма стоим за то, чтобы доносить до масс сущность марксистского атеизма через популяризацию научной точки зрения на религию. Однако сложно признавать и понимать подобные культы, основывающиеся на мракобесии и зоологическом шовинизме. Это дурман, не несущий в себе никакой культурной ценности и как всякий наркотик ведущий к полной деградации личности. Особенно такой дурман опасен в наше время, когда противоречия между мировыми империалистами обостряются до предела и идеологи капитализма пытаются реанимировать религиозные взгляды, внедрить их в политические структуры.
Буржуазия пятится к религии и мистике в поисках последнего убежища перед неминуемым крахом. Конечно же подобные нждеистскому культы будут ими использоваться и натравливаться против всякого интернационализма рабочих, против движения трудящихся к революционному социалистическому преобразованию общества.
Автор: Рубен Мхитарян